четверг, 18 июля 2013 г.

"Шоколадница". Жан-Этьен Лиотар

Это было последним и необязательным заданием во время обучения на coursera.org.
Я ухватилась за него исключительно потому, что хотела собрать в единое целое свои впечатления после посещения Дрезденской галереи, в частности по поводу одной конкретной картины. Ну и вот... Привожу вам свои размышления на тему...


Лиотар. «Шоколадница»

Художник: Jean-Etienne Liotard
Время написания: примерно 1743-45
Пергамент, пастель.
Размер:
82,5 х 52,5 sm.
Место нахождения
: Old Masters Picture Gallery, Dresden
Мне повезло, в апреле этого года я посетила Дрезденскую картинную галерею (Галерея старых мастеров). 
Реальные картины и репродукции, напечатанные в журнале или на открытках, производят совершенно разные впечатления. Картину «Шоколадница» Жана-Этьена Лиотара знала раньше по репродукциям. Тогда она не казалась мне заслуживающей особого внимания. Я даже не запомнила имя художника и не пыталась узнать что-либо о нем. Стремясь в картинную галерея Дрездена, интересовалась в первую очередь другими картинами, другими художниками. И даже в автобусе, когда мы ехали в Дрезден, не очень внимательно слушала гида, который рассказывал об истории написания «Шоколадницы»...
Я просто не подозревала, что случится дальше...
Зал европейской пастели располагается на самом верхнем этаже галереи. Когда я зашла туда, сразу увидела эту картину. И волна эмоций буквально накрыла с головой…
Попробую порассуждать, почему эта картина производит настолько яркое впечатление практически на всех посетителей галереи.


Jean Etienne Liotard - швейцарский художник, мастер портрета в стиле рококо.
Родился в Женеве в 1702 году, в семье французского ювелира. Уже в раннем детстве он отличился в рисовании и продемонстрировал желание учиться. Отец отдал его в мастерскую художника. Мальчик очень быстро учился и в скором времени пришлось искать другого мастера. В последствие Лиотар много учился самостоятельно. Он довольно рано осознал свое предназначение портретиста.
Мне кажется, у него была счастливая жизнь. Он занимался любимым делом, много путешествовал, писал портреты самых разных людей, от служанок до королевских особ. У него была возможность сделать карьеру, но он не счел это интересным для себя. И оставался свободным до конца жизни.
Длительное путешествие по странам Востока помогло художнику отработать фотографическую точность в рисунках. Современники Лиотара узнавали Восток по его картинам, разглядывая убранство комнат, наряды, реалистично изображенные лица.
Фотографическая точность и внимание к человеческим лицам - вот отличительные черты этого художника. Человек для него был важнее, чем звания или сан. Подтверждение тому можно видеть, например, в портрете австрийской императрицы Марии-Терезии. Художнику был заказан парадный портрет. Однако Лиотар сделал по-своему. На его портрете - не императрица, а женщина, мать. Не всем его высокопоставленным моделям нравился такой подход, но Лиотар не изменял себе.
Пастель - его любимая техника, которой он овладел виртуозно и даже написал научный труд, посвященный живописи. Пастель как техника живописи пережила расцвет как раз в 18 веке.  Что такое пастель? Это порошковая краска, ее готовили определенным образом, наносили на специальные поверхности кистями или валиками. Иногда помогали себе руками, чтобы лучше втереть краску в поверхность. Не так-то просто было смешать нужные оттенки, нанести пастель точно в нужное место. К тому же, общеизвестно, что пастель - самая нестойкая живописная техника. Осознавая всё это, проникаешься особым уважением к мастерству этого художника.
«Шоколадница», на мой взгляд, потрясающий образец пастельной техники! Тончайшие переходы цвета, мельчайшие детали, выписанные с поражающей воображение точностью. Я помню, как долго разглядывала одежду модели. Упругие складки тонкого фартука — его только что надели и складки еше не успели расправиться. Атласная с блестящими переливами юбка, мягкая бархатная кофта, чепец с нежнейшим кружевом... Лиотару удалось передать не только цвет, тончайшие оттенки, полутона и светотени, ему удалось рассказать нам, зрителям 21 века, из каких тканей сшита одежда прекрасной модели!..
Поднос, который девушка держит в руках, я тоже разглядывала очень долго. Когда ты видишь, что прозрачный стакан наполнен водой, ты видишь, как в стеклянных гранях преломляется свет, как в них отражаются рука и край подноса, тебя буквально охватывает дрожь! Если бы это было нарисовано какими-либо красками, уже тогда точность изображения заслуживала бы уважения! Но картина написана непослушной пастелью!..
Чашка с шоколадом на подносе изящна, отчетливо видно, что это тонкий фарфор. Кстати сказать, это первый европейский фарфор, изобретенный в немецком городе Мейсен. Картина Лиотара — практически первое документальное подтверждение этого факта. (Об этом я узнала во время экскурсии, перед Дрезденом мы посетили Мейсен). Потрясающая точность изображения! По картинам Лиотара можно изучать историю!
Пастельная техника произвела на меня большое впечатление в Дрезденской галерее. Там было много прекрасных картин, в том числе и другие картины Лиотара. Например, его автопортрет в турецком наряде — очень интересная картина, живая, экспрессивная! Однако я снова и снова возвращалась именно к «Шоколаднице».
Почему эта картина так привлекательна? Причем, не только для меня. Когда я искала материал для написания данной работы, находила отзывы об этой картине, написанные буквально моими словами. Это тоже стало для меня открытием!..
Мне кажется, секрет привлекательности этой картины в ее видимой простоте и в скрывающихся в ней парадоксах.
В каком жанре написана эта картина? Это портрет молодой девушки в полный рост. И в то же время нет никаких сомнений, что перед нами жанровая сценка. Сюжет очень простой: молодая служанка несет поднос с чашкой шоколада и стаканом воды, видимо, своим хозяевам. Но присмотритесь! Она не стоит на месте — она идет! Аккуратно, маленькими шажками, чтобы не пролить шоколад. Парадокс: статика и движение присутствуют одновременно! Движение Лиотару удалось передать с помощью композиции: фигура модели смещена влево, а перед ее лицом остается свободное пространство.
Картина одновременно проста  — одинокая фигура в незамысловатом интерьере - и сложна, если оценивать невероятную детализацию (складки одежды, стакан, чашка).
Художник использует небольшой цветовой диапазон, в основном светлые тона: белый, серебристо-серый, золотистый, нежно-розовый. Но при этом образ нарисован очень точно и объемно, а главное, наполнен жизнью. Мы можем даже оценить характер этой милой служанки: она скромна, но уверена в себе, прислуживает с грациозностью и достоинством.
И вот что интересно, несмотря на почти фотографическую точность изображения, до сих пор идут споры: кто же изображен на этой картине? Есть несколько версий. Вы можете найти их в интернете. И все они достаточно романтичны. Говорят, девушка удачно вышла замуж. Но это меня не очень интересует)...

Теперь, когда я увидела «Шоколадницу» Лиотара в реальности, понимаю, что искусство не делится на простое и сложное. Даже то, что кажется простым, сложно по своей сути. А то, что сложно по технике исполнения, может смотреться легко и воздушно, как картинка из воспоминаний о другой жизни. Незатейливая по сюжету «Шоколадница» позволяет нам заглянуть в окошко 18 века и увидеть живую привлекательную девушку на пороге любви.
И еще один простой вывод стал для меня очевидным. Важно идти своим собственным путем, не сворачивая и не стараясь всем понравиться. Мастерство Лиотара оценивалось современниками, но все-таки настоящее признание художник получил спустя время, особенно в 19 веке, когда в искусстве стали активно осваивать реализм.
Сегодня его картины все также привлекательны для зрителя.


А вот сайты, которые мне помогали в работе. 

13 комментариев:

  1. Анечка, я очень ждала этого твоего поста. Очень-очень люблю эту работу, при любой возможности использую репродукции с нее.За что и почему? Словами и не объясню. Я к ней отношусь не как к работе, не как к произведению искусства, не как к шедевру. Это на каком-то чуть не животном уровне, на уровне ощущений- запахи, фактуры, восторг и ощущение покоя и тихой радости. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Теперь и у меня на животном уровне... И тоже не могу до конца объяснить, что и почему. Вот, помню, в детстве по репродукциям картины Гойи, в частности "Портрет Антонии Сарате". Очень на меня производили впечатления и эти горящие глаза, и наверное, на контрасте ее одеяние... Я просто собственных глаз оторвать не могла.)) А потом встретила в "Эрмитаже" - обрадовалась, как родной, кинулась ближе. Но впечатления были именно вот такие: родное, знакомое, радостная встреча, но не было вот этого, "пробивания, как молнией". А тут я увидела знакомую картину совершенно по-другому. ВОт именно так: яркая вспышка и любовь... Безоговорочная. И правда, никак уйти не могла. Там, в Дрездене, правда, были еще две вещи, вокруг которых я ходила)) они рядышком висят)) "Портрет молодого человека", Дюрера, и "Портрет мальчика", Пинтуриккио (обе картины знала раньше по репродукциям, и обе были заведомо интересны). Сумасшедшие впечатления от разглядывания живьем) Но все равно, с "Шоколадницей" было самое яркое... Может быть, думаю, на контрасте: от того, что раньше видела и глаз не цеплялся?

      Удалить
  2. "Шоколадницу" знаю давно и то, что она написана Лиотаром тоже. Наверное с детства. Всегда, когда она попадается мне на глаза снова и снова рассматриваю одежду. Я вообще поражаюсь как художники рисуют складки, кружева, особенно прозрачные.
    Спасибо за информацию, за рассуждения. Я не знала про движение образа, это открытие.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я тоже знаю ее давно, но она проходила ... по касательной что называется, а тут, живьем, прострелила в самое сердце... И да,я тоже поражаюсь, как они могут рисовать так, что видишь живую ткань!)

      Удалить
  3. Анют! КАК хорошо написала!!! Спасибо за познавательную информацию!)))
    Я "Шоколадницу" знаю давно... была у нас рукодельница еще на Ручной работе с таким ником - изумительная дама!))) И я всегда где вижу репродукцию обязательно останавливаюсь..)))
    Тоже теперь хочется посмотреть оригинал!!))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ир! Да уж, оригинал - это всегда интереснее!)

      Удалить
  4. Аня, какой отзыв ты написала!!! Я зачиталась!!! Я прониклась этой картиной. Я не знала, что она написана пастелью. Но когда ты написала, что в ней все прописано до мельчайших подробностей, я прониклась. ))) Так хорошо ты все расписала и про художника и о своих впечатлениях. Спасибо тебе за этот пост. ))) Ты молодец!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я тоже не знала про пастель. Вообще первый раз увидела живую прекрасную пастель! Это потрясающе! Спасибо!

      Удалить
  5. приятно было прочитать. спасибо, что поделилась впечатлениями и эмоциями.
    у меня эта картина не вызывает дикого восторга (я не видела ее живьем), но мне очень нравится, как Лиотар передает цвет. он у него живой и вибрирующий. и должна заметить, что цвет кожи у персонажей ну очень здоровый. в те времена такой цвет лица вроде бы не практиковали:) можно сказать, в его портретах отминусован идеализм, и приплюсовано здоровье и живость:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Цвет - да, кайфовый! По всем статьям) И самое главное, ни одна репродукция, ни один скан (ну может и есть такой, мне неведомо))) не передают всю всамделишную кайфовость цвета!)

      Удалить
  6. Мда, то что это написано пастелью,а не маслом - просто в голове не укладыватся, действительно поражает наповал.

    ОтветитьУдалить
  7. А какая примерная стоимость данной картины?

    ОтветитьУдалить